СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Основные блоки любого занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - МОТИВАЦИОННЫЙ
(являются сквозными и присутствуют по ходу всего занятия)
ИФОРМАЦИОННЫЙ - АНАЛИТИЧЕСКИЙ - ОЦЕНОЧНЫЙ - РЕФЛЕКСИВНЫЙ
(могут меняться местами между собой)
Рассмотрим каждый блок подробно с точки зрения организации деятельности учащихся в образовательном процессе.
Целеполагание:
|
Цель
|
Отвечает на вопрос: «Ради чего будет изучаться тема»; она может быть одна, или несколько, или частью целого курса, или большого раздела
|
Задачи
|
Раскрывают направления работы и отвечают на вопрос «Что будет сделано»
|
Ожидаемые результаты
|
Они должны быть конкретными и проверяемыми, и отвечать на вопрос: «Какие произойдут изменения»
|
Инструкции и пояснения
|
Для выполнения заданий
|
Вводное слово учителя
|
Необходимо для того, чтобы ученикам было максимально понятно, что от них требуется (устные или письменные задания)
|
Распределение по группам и конструирование пространства
|
Если это требуется
|
Выработка правил работы (определение норм, процедур)
|
Позволяет достичь общего согласия и создать ситуацию прозрачности и понятности происходящего. К этим правилам относятся и критерии оценивания
|
2.МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК является ключевым в системе деятельности, потому что она основана на мотивации (внутренней или внешней) определяется побуждениями к активности.
Ф.Ницше говорил, что «чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею ещё и чувства».
Поэтому ключевой задачей педагога считается формирование интереса и желания учиться. Л.С.Выготский называл это «якорением», подразумевая некий якорь, который делает работу осмысленной. Встречаются и другие термины – «крючок», «подкидная доска», «интрига» и т.п.
МОТИВАЦИЯ
Постановка проблемы
|
Формулирование проблемы задаёт направление деятельности учащегося
|
Использование приёмов, которые будут привлекать учащихся концентрировать их внимание
Большим потенциалом мотивации обладают высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки:
|
По ним может быть предложено определить (сформулировать) тему занятия, высказать собственную точку зрения (согласиться или оспорить высказанные взгляды),
-провести сравнение (назвать, что объединяет авторов и каковы различия в их позициях),
-составить рейтинг высказываний,
-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание,
-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях и т.д.
|
Рассмотрение ситуации, близкой к повседневной жизни учащегося, позволит заинтересовать их в той или иной теме
|
Это может быть сделано через занимательность изложения: интересные факты, примеры, случаи и сведения о быте и образе жизни людей, их внешнем виде, отношениях друг с другом и т. п.
- Необычную форму преподнесения материала: вызов удивления, даже с использованием некоторых приёмов провокации,
- эмоциональность речи учителя,
- познавательные игры ,
- ситуации спора и дискуссии,
- анализ жизненных ситуаций
- создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам,
- использование картин или рисунков, фотографий, карикатур, схем, диаграмм, графиков, отрывков из фильмов, анимационных сюжетов и т.д.
|
К другим способам мотивации относится:
|
Рассмотрение событий, имеющих широкий резонанс (из различных областей общественной жизни),
- использование понятийного ряда,
- отрывки из художественных произведений,
-разыгранные сценки,
- документы,
- незаконченные предложения или документальные фрагменты с пропущенными словами
|
3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ориентирован на получение информации из разных источников
Учитель как источник информации
|
- текстовые документы
|
|
- графические источники
|
|
- электронные ресурсы
|
|
- видеоматериалы
|
|
- статистика
|
|
- артефакты
|
|
- разного вида изображения
|
Очень важно, чтобы информация была чёткой,
-иллюстративной,
-разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе),
-корректной ( в том числе и с научной точки зрения),
-представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно),
-доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень их подготовленности.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК позволяет более глубоко рассмотреть:
- полученную информацию,
- сделать обобщение,
- провести обсуждение,
- сравнить,
- обобщить,
- сформулировать выводы,
- составить рейтинг,
- провести отбор,
- проявить свои творческие способности
|
важно, чтобы учащиеся умели:
1)выделять ключевые положения
- документа,
- лекции,
- сообщения учителя,
- сюжета документа или фрагмента и т.д
2) ориентироваться в информации (отделять известное от неизвестного или непонятного);
3) интерпретировать (в том числе передавать своими словами);
4) видеть альтернативные решения, проблематизировать (выделять трудности и опасности);
5) предлагать решения (конструктивный взгляд)
Происходить это может в самых разнообразных формах – игры,
- дискуссии,
- написание творческой работы (индивидуально или коллективно)),
- создание рисунка (символа, коллажа и т.д)
- театрализации (пантомима, сценка и т.п.)
|
РЕЗУЛЬТАТ (новый продукт) - оценка,
- описание,
- резюме.
Акцент на такую продуктивность позволяет создавать деятельностные акценты в образовательном процессе.
В.И. Даль определял слово АНАЛИЗИРОВАТЬ через следующее пояснение: «разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его», а АНАЛИЗ как «переход от общего к частностям».
Если в занятии присутствует аналитический блок, то можно с уверенностью сказать, что учитывается деятельностный подход в образовательном процессе.
- ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК (совершенно неправильно сводить к выставлению отметок в конце занятия).
Оценка и отметка – не одно и то же.
ОТМЕТКА имеет строго формализованный характер: - в баллах,
- рейтинге,
- «звёздочках»,
- кредитах и т.п.
ОЦЕНКА же показывает отношение того или иного человека к сказанному в ходе занятия.
УЧИТЕЛЬ – при этом она (оценка) может быть и неявно выражена – мимика, выражение лица; слова поддержки («молодцы», «замечательно», «очень интересно», «оригинально»),
- или критики («поверхностно», «слабо», «неправильно») уже означают наличие процесса оценивания.
ШКОЛЬНИКИ – также оценивают друг друга и учителя (кстати, их отвлечения на уроке нередко также являются своего рода оценкой деятельности учителя и подготовленного им урока).
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ: - самооценивание,
- взаимооценивание,
- внешняя экспертиза,
- графическое и другое визуальное
оценивание (использование
смайликов, листков разного цвета
Однако, в образовании (как и в российском обществе в целом) преобладает критический уклон в оценивании, заметен дефицит доброжелательности и поддерживающего характера даваемых оценок, использование отметок (и оценок) в качестве инструмента установления дисциплины и решения межличностных конфликтов между педагогом и учениками.
Таким образом обозначим ключевые положения:
- оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает),
- оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности,
- следует открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок,
ОЦЕНКА ДОЛЖНА МОТИВИРОВАТЬ К УЧЕНИЮ, А НЕ «ОТБИВАТЬ РУКИ» У ШКОЛЬНИКОВ.
- РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК (как и само слово «рефлексия», пока относится скорее к педагогической экзотике, чем к повседневности школьной жизни).
А. Уделить внимание самому процессу учения,
- установить обратную связь,
- выделить трудности,
- отнестись к прошедшему занятию (в том числе и эмоционально),
- присвоить полученный опыт.
Б. Синквейн (5 строк) – эмоциональная и интеллектуальная реакция на результат занятия.
Даётся форма из пяти строк – в первой надо написать – существительное (отражающее основное понятие урока, затем – два глагола, на третьей строке – три прилагательных, после формулируется предложение, передающее основную мысль занятия, а в конце идея передаётся в одно слово и является неким обобщением происшедшего.
В. Более ориентированный на содержательные результаты учебной работы, вариант из 7 строк.
Я думаю, что _________________(1)
(общая идея)
Потому что___________________(2)
____________________________(3)
____________________________(4)
____________________________(5)
(наиболее понравившиеся мысли в четыре предложения)
Поэтому ____________________(6), ______________________(7)
Г. Ещё более простым является задание каждому сформулировать предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается…» или же высказать свою точку зрения по вопросам:
- Что нового узнали?
- Какой опыт приобрели?
- Какую деятельность проводили?
- Как могут использовать полученное на практике?
- Что было самым трудным?
- Что было интересным?
- Что считают наиболее важным?
|