Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Структура современного урока истории и обществознания

 

СТРУКТУРА  СОВРЕМЕННОГО  УРОКА  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

                                      Основные блоки любого занятия

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ                   -                            МОТИВАЦИОННЫЙ

          (являются сквозными и присутствуют по ходу всего занятия)

 

ИФОРМАЦИОННЫЙ - АНАЛИТИЧЕСКИЙ - ОЦЕНОЧНЫЙ - РЕФЛЕКСИВНЫЙ

                             (могут меняться местами между собой)

 

Рассмотрим каждый блок подробно с точки зрения организации деятельности учащихся в образовательном процессе.

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  БЛОК.

 

          Целеполагание:

                Цель

Отвечает на вопрос: «Ради чего будет изучаться тема»; она может быть одна, или несколько, или частью целого курса, или большого раздела

             Задачи

Раскрывают направления работы и отвечают на вопрос «Что будет сделано»

Ожидаемые результаты

Они должны быть конкретными и проверяемыми, и отвечать на вопрос: «Какие произойдут изменения»

Инструкции и пояснения

Для выполнения заданий

Вводное слово учителя

Необходимо для того, чтобы ученикам было максимально понятно, что от них требуется (устные или письменные задания)

Распределение по группам и конструирование пространства

Если это требуется

Выработка правил работы (определение норм, процедур)

Позволяет достичь общего согласия и создать ситуацию прозрачности и понятности происходящего. К этим правилам относятся и критерии оценивания

 

2.МОТИВАЦИОННЫЙ  БЛОК  является ключевым в системе деятельности, потому что она основана на мотивации (внутренней или внешней) определяется побуждениями к активности.

 

Ф.Ницше говорил, что «чем  абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею ещё и чувства».

    Поэтому ключевой задачей педагога считается формирование интереса и желания учиться. Л.С.Выготский называл это «якорением», подразумевая некий якорь, который делает работу осмысленной. Встречаются и другие термины – «крючок», «подкидная доска», «интрига» и т.п.

                                                        МОТИВАЦИЯ

 

Постановка проблемы

Формулирование проблемы задаёт направление деятельности учащегося

Использование приёмов, которые будут привлекать учащихся концентрировать их внимание

Большим потенциалом мотивации обладают высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки:

По ним может быть предложено определить (сформулировать) тему занятия, высказать собственную точку зрения (согласиться или оспорить высказанные взгляды),

-провести сравнение (назвать, что объединяет авторов и каковы различия в их позициях),

-составить рейтинг высказываний,

-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание,

-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях и т.д.

 

Рассмотрение ситуации, близкой к повседневной жизни учащегося, позволит заинтересовать их в той или иной теме

Это может быть сделано через занимательность изложения: интересные факты, примеры, случаи и сведения о быте и образе жизни людей, их внешнем виде, отношениях друг с другом и т. п.

 - Необычную форму преподнесения материала: вызов удивления, даже с использованием некоторых приёмов провокации,

 - эмоциональность речи учителя,

 - познавательные игры ,

 - ситуации спора и дискуссии,

 - анализ жизненных ситуаций

 - создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам,

 - использование картин или рисунков, фотографий, карикатур, схем, диаграмм, графиков, отрывков из фильмов, анимационных сюжетов и т.д.

К другим способам мотивации относится:

Рассмотрение событий, имеющих широкий резонанс (из различных областей общественной жизни),

- использование понятийного ряда,

- отрывки из художественных произведений,

-разыгранные сценки,

- документы,

- незаконченные предложения или документальные фрагменты с пропущенными словами

 

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК  ориентирован на получение информации из        разных источников

                                  

Учитель как источник информации

- текстовые документы

 

- графические источники

 

- электронные ресурсы

 

- видеоматериалы

 

- статистика

 

- артефакты

 

- разного вида изображения

 

Очень важно, чтобы информация была чёткой,

-иллюстративной,

-разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе),

-корректной ( в том числе и с научной точки зрения),

-представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно),

-доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень их подготовленности.

 

4.  АНАЛИТИЧЕСКИЙ  БЛОК  позволяет более глубоко рассмотреть:

 

- полученную информацию,

- сделать обобщение,

- провести обсуждение,

- сравнить,

- обобщить,

- сформулировать выводы,

- составить рейтинг,

- провести отбор,

- проявить свои творческие способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

важно, чтобы учащиеся умели:

1)выделять ключевые положения

- документа,

- лекции,

- сообщения учителя,

- сюжета документа или фрагмента и т.д

2) ориентироваться в информации (отделять известное от неизвестного или непонятного);

3) интерпретировать (в том числе передавать своими словами);

4) видеть альтернативные решения, проблематизировать (выделять трудности и опасности);

5) предлагать решения (конструктивный взгляд)

Происходить это может в самых разнообразных формах – игры,

- дискуссии,

- написание творческой работы (индивидуально или коллективно)),

- создание рисунка (символа, коллажа и т.д)

- театрализации (пантомима, сценка и т.п.)

 

 

РЕЗУЛЬТАТ  (новый продукт)   - оценка,

                                                        - описание,

                                                        - резюме.

Акцент на такую продуктивность позволяет создавать деятельностные акценты в образовательном процессе.

В.И. Даль определял слово  АНАЛИЗИРОВАТЬ  через следующее пояснение: «разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его», а  АНАЛИЗ  как «переход от общего к частностям».

    Если в занятии присутствует аналитический блок, то можно с уверенностью сказать, что учитывается деятельностный подход в образовательном процессе.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЙ  БЛОК  (совершенно неправильно сводить к выставлению отметок в конце занятия).

Оценка и отметка – не одно и то же.

 ОТМЕТКА  имеет строго формализованный характер: - в баллах,

                                                                                               - рейтинге,

                                                                                               - «звёздочках»,

                                                                                               - кредитах и т.п.

ОЦЕНКА  же показывает отношение того или иного человека к сказанному в ходе занятия.

 

 

 

УЧИТЕЛЬ – при этом она (оценка) может быть и неявно выражена – мимика, выражение лица; слова поддержки («молодцы», «замечательно», «очень интересно», «оригинально»),

 - или критики («поверхностно», «слабо», «неправильно») уже означают наличие процесса оценивания.

ШКОЛЬНИКИ – также оценивают друг друга и учителя (кстати, их отвлечения на уроке нередко также являются своего рода оценкой деятельности учителя и подготовленного им урока).

ДРУГИЕ  ВАРИАНТЫ  ПРОЦЕССА  ОЦЕНИВАНИЯ:  - самооценивание,

                                                                                                - взаимооценивание,

                                                                                                - внешняя экспертиза,

                                                                                                - графическое и другое визуальное

                                                                                                   оценивание (использование 

                                                                                                 смайликов, листков разного цвета

     Однако, в образовании (как и в российском обществе в целом) преобладает критический уклон в оценивании, заметен дефицит доброжелательности и поддерживающего характера даваемых оценок, использование отметок (и оценок) в качестве инструмента установления дисциплины и решения межличностных конфликтов между педагогом и учениками.

     Таким образом обозначим ключевые положения:

- оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает),

- оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности,

- следует открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок,

   ОЦЕНКА  ДОЛЖНА  МОТИВИРОВАТЬ  К  УЧЕНИЮ,  А  НЕ  «ОТБИВАТЬ  РУКИ»  У  ШКОЛЬНИКОВ.

       

  1. РЕФЛЕКСИВНЫЙ  БЛОК (как и само слово «рефлексия», пока относится скорее к педагогической экзотике, чем к повседневности школьной жизни).

А. Уделить внимание самому процессу учения,

   - установить обратную связь,

   - выделить трудности,

   - отнестись к прошедшему занятию (в том числе и эмоционально),

   - присвоить полученный опыт.

 

Б. Синквейн (5 строк) – эмоциональная и интеллектуальная реакция на результат занятия.

    Даётся форма из пяти строк – в первой надо написать – существительное (отражающее основное понятие урока, затем – два глагола, на третьей строке – три прилагательных, после формулируется предложение, передающее основную мысль занятия, а в конце идея передаётся в одно слово и является неким обобщением происшедшего.

 

В. Более ориентированный на содержательные результаты учебной работы, вариант из 7 строк.

   Я думаю, что _________________(1)

   (общая идея)

   Потому что___________________(2)

    ____________________________(3)

    ____________________________(4)

    ____________________________(5)

(наиболее понравившиеся мысли в четыре предложения)

   Поэтому ____________________(6),       ______________________(7)

 

Г. Ещё более простым является задание каждому сформулировать предложение по итогам занятия, которое будет начинаться со слова «Оказывается…» или же высказать свою точку зрения по вопросам:

 - Что нового узнали?

 - Какой опыт приобрели?

 - Какую деятельность проводили?

 - Как могут использовать полученное на практике?

 - Что было самым трудным?

 - Что было интересным?

 - Что считают наиболее важным?

Категория: Статьи | Добавил: voltera (26.11.2014)
Просмотров: 2465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь