Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Социальное проектирование как один из факторов формирования жизненной компетенции

Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Задача учителя (воспитателя) заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам так ориентироваться в окружающем мире, применяя полученные знания на практике, чтобы вырасти достойными членами общества; и чтобы, если возникнет необходимость – с достоинством встретить удары судьбы.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли пригодится в жизни тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

                                             С.Я.Маршак

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. Задача социализации учащихся в связи с этим переоценить сложно.

В чем состоит сущность социализации учащихся? Каковы условия социализации?

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Время диктует необходимость обновления и расширения деятельности учителя  в общеобразовательных учреждениях. В современной школе основные задачи учителя остаются неизменными,  и для их успешного решения  он может выбирать  любые технологии и формы работы с учащимися.

  Социальная активность учащихся уже много лет служит пред­метом забот и тревог школы, социума, семьи. Подростки при самых благоприятных условиях жизни нередко инертны, мало за­интересованы в самостоятельной деятельности, живут лишь в ожидании поручений. В школьном возрасте у молодых людей формируются представ­ления о мере проявления социальной активности сообразно предъявляемым требованиям.

Я, как учитель истории и классный руководитель вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Если вглядеться получше в технологии социальной работы, можно без труда заметить социально-проектную подоплеку значительного числа таких технологий.  По сути гармонизация человеческих отношений в социальных общностях представляет собой результат множественных, однонаправленных (а время от времени — консолидированных) действий, которые могут быть осмыслены как мозаика социальных проектов разного масштаба и разного назначения. Эти действия-проекты расширяют выбор ожидаемых социальных (и шире — гуманитарных) услуг, а также форм их предоставления людям.

. Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта. Эта система составляет основу полного систематизированного состава информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющего в ней ориентироваться.

 Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

Проектирование не является новым для школы  видом деятельности.  В нашем городе, как и во многих регионах страны, успешно реализуется проект «Я – гражданин России», в котором участвуют школьники разных возрастов.  Его целью является улучшение окружающей действительности силами детей. В рамках этого проекта учащиеся нашего лицея  добились заметных изменений в социуме – это и озеленение школьного двора, и благоустройство лицея и его территории, создание Книги Памяти  и помощь, которые дети оказывают ветеранам, и многое другое. Участвовали в конкурсе дети с активной жизненной позицией, неравнодушные к проблемам своей малой родины. В процессе работы они получили опыт взаимодействия с обществом за пределами классного коллектива, увидели  изменения в ближайшем окружении, полученные в результате собственных усилий, опыт представления результата.

Следовательно,  социальное проектирование является:

  • деятельностью, задуманной, продуманной и осуществляемой самим  школьником;
  • деятельностью, через которую формируются социальные навыки подрастающего поколения;
  •   деятельностью, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта»;
  • социально-значимой, имеющей социальный эффект деятельностью.

В нашем лицее  технология социального проектирования имеет многолетний опыт. Дети старшего и среднего звена знакомы с ней, помогают разрешать противоречия и своим азартом увлекают педагогов.

Как показывает практика, лучший способ строительства гражданского общества – союз опытного старшего поколения и подрастающей молодежи. Поэтому мы привлекаем к социальному проектированию и родителей, и общественные организации.

      От такого партнерства в выигрыше будут, безусловно, все:

  • диалог (который, зачастую, на сегодняшний момент отсутствует) между классным руководителем и родителями, между школой и семьёй станет системой работы.
  •  вокруг школы начнется процесс самоорганизации населения, которое может оказать помощь школе и решать важные местные проблемы.

Рамки социального проектирования определяются классным руководителем с учетом возрастных особенностей учеников: при работе с 5-7-классниками он ориентируется на проблемы развития классного сообщества, затем – на проблемы школьной жизни и проблемы ближайшего социального окружения.

Основываясь на собственном опыте, считаю, что социальным проектированием способны заниматься  дети с 5 класса.  Однако у нас и начальная школа не осталась в стороне. Федосеевская Н.В.- классный руководитель 2 «В» класса применяет элементы социального проектирования в работе с классом. Естественно, самостоятельно разрабатывать социальные проекты малышам не под силу, на помощь приходят  заинтересованные родители.

Учащиеся среднего и старшего звена самостоятельно разрабатывают анкеты, проводят социологические опросы и  определяют проблему, по которой в дальнейшем и разрабатывают  проект.

Тему выбираем совместно, путем обсуждений. Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.

Социальным проектированием мы с ребятами моего класса занимаемся уже 3года. В 5 классе мы, совместно с учащимися 4 «А» и 5 «А» классов, с проектом «Сбереги дерево!» заняли I место в школьном туре и III место в городском - конкурса социальных проектов. Ребят заинтересовала проблема экологии города. В результате реализации этого проекта наш школьный двор стал зеленее на десять деревьев. Но дети понимали, что вокруг остаётся ещё много проблем, требующих своего разрешения. Многое можно ещё сделать для благоустройства лицея и прилежащей к нему территории. Было принято решение продолжить работу над начатым проектом, расширив его границы. Новый проект получил название «Лицей – территория нашей заботы».

В своей работе мы прошли все необходимые в этом непростом деле этапы. Хотя проектные задачи разнообразны, технология подготовки социального проекта как текста типична. Описание проекта целесообразно строить по концентрическим кругам: краткое описание проекта имеет задачей заинтересовать тех, кому проект адресован или у кого запрашивается соответствующая поддержка; более развернутое описание позволяет представить аргументацию проекта; самое подробное описание проекта предназначено для экспертов по разным направлениям (финансовое, кадровое, организационное обеспечение и т. д.), на основе этого описания эксперты формулируют заключение по проекту.

На первом этапе мы с ребятами выявили социальную проблему, провели анализ, определили цели, задачи проекта, ожидаемые результаты - социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проекта, выявляя его жизнеспособность. Социальное прогнозирование ориентирует относительно принципиальной достижимости целей проекта и возможных позитивных и негативных последствий его реализации для общества (сообщества), социальная диагностика ориентирует относительно достаточности ресурсов для достижения целей проекта.

Затем мы составили план работы, распредели обязанности между членами группы, определили необходимые ресурсы и источники их получения.

Использование различных методов подготовки проекта не только делает его более продуманным, реалистичным и конкурентоспособным, но и создает благоприятные условия для формирования команды проекта.

На этапе реализации социального проекта учащиеся собирали информацию, выполнили исследования, нашли деловых партнеров, провели плановые мероприятия, (моя роль на этом этапе сводилась к  консультациям).

Следующий этап – этап презентации проекта, когда происходит устная защита проекта учащимися, ребята представляли логику и эффективность своего проекта.  Сегодня вашему вниманию мы хотим представить данную презентацию.

 И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подвели итоги, проанализировали  результаты, определили социальную значимость проекта. Работа была проведена очень большая и трудоёмкая, но она дала помимо материальных благ моральное удовлетворение, как детям, так и нам, педагогам, координаторам проекта. Мы заняли I место в школьном туре и III место в городском - конкурса социальных проектов.

В этом учебном году была начата работа над новым социальным проектом «За здоровое питание». Инициатива разработки этого проекта принадлежит учащимся 9 «Б» класса. Проделана уже определённая работа, в которую оказались вовлечены учащиеся всей школы.

В курсе «Основы местного самоуправления» есть тема «Поиск путей решения проблем местного значения». В 9-х классах при изучении этой темы использовала метод социального проектирования. Дети уже были знакомы с правилами построения данной работы. Проекты носили учебный характер, они не были направлены на получение материального результата. Но при этом, каким бы ни планировался конкретный результат социального проектирования, зерном проекта является создание новой социальной ценности. Поскольку нормативно-ценностная система инициатора проекта лежит в той же плоскости, что и целеполагание проекта, она становится стержнем проектирования.

Дети были поделены на группы. Задачу я ставила перед ребятами - познакомиться в многообразием социальных проблем, выбрать ту, которая для них кажется наиболее актуальной и интересной в плане решения; необходимо было её проанализировать и составить план мероприятий по её решению. Каждая группа презентовала свой проект, после чего проводился анализ с указаниями ошибок и замечаний по ходу ведения работы. Задача, которую я поставила перед собой – познакомить с многообразием социальных проблем, путями их решения и построения механизма социального взаимодействия при этом, мной была достигнута. По результатам этой работы было составлено пособие, куда вошли все учебные проекты.

Само слово проект происходит от латинского слова и означает «брошенный вперед». Подобная работа очень важна и нужна как для классного коллектива, так и для отдельного ребенка

Таким образом, социальное проектирование – это тот фактор развития школы, который неизменно ведёт к изменению всех сторон её жизни, и формированию  толерантных взаимоотношений  в коллективе.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: voltera (09.11.2014)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь