Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Использование новых информационных технологий на уроках истории

Каких-то сто пятьдесят – двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница. Коммуникация осуществлялась путем отправления писем. На смену им в конце XIX века пришла пишущая машинка, телефон. В 40-60-х годах ХХ века появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин. Повысилась эффективность и скорость обработки информации. Появление во второй половине 60-х годов прошлого столетия ЭВМ позволило трансформировать не только форму, но и содержание информации. Это было началом формирования электронной или компьютерной технологии. Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах: «История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха». Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, программа “Атлас древнего мира”, «Пензенский государственный краеведческий музей» позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести виртуальные экскурсии. Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники, «Мифы Древней Греции». Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же аудио книг, например А.Ишимовой «История России в рассказах для детей», анимационных фильмов («История государства Российского» Карамзина).

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование компьютерных технологий способствует повышению эффективности обучения за счет сочетания образного восприятия и компьютерных возможностей. Работа с компьютером позволяет развивать у детей познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе, использование межпредметных связей. Использование компьютерных тестов увеличивает скорость проверки результатов, обеспечивает объективность проверки результатов, обеспечивает объективность проверки результатов, предоставляет возможность работы по предмету во внеурочное время, реализует межпредметные связи при составлении и оформлении тестовых заданий. Помогают сформировать у ребят индивидуальный стиль жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Эффективность презентации связана с тем, что она облегчает труд учителя, позволяет разрабатывать различные методики проведения уроков, коллективного и индивидуального обучения, планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, работой с компьютером, самостоятельной работой. Данные технологии позволяют учитывать особенности восприятия детьми учебного материала: они охотнее воспринимают информацию с помощью интенсивного визуального ряда, а не только текста учебника.

Например, при изучении темы “Общественно – политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Я внедрила как практику использование презентаций на уроках истории во всех классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

 

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При актуализации знаний, например, по теме “Северная война” (7-й класс), использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, использую групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.

При изучении темы “Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле в теме “Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке “Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника 9 мая была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы. 

Категория: Статьи | Добавил: voltera (09.11.2014)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь