Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности.
Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы тема проекта при первоначальном знакомстве с историей имела отношение к реальной жизни ребёнка, его играм, занятиям, пробуждала личный интерес к ближайшему окружению, истории его имени, фамилии, семьи, школы, города и др. На уроках истории в рамках пропедевтического курса я предлагаю детям работу над рядом проектов.
Проект «Биография моего предка»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (1 неделя).
Цели проекта:
- установление связи между историей семьи и историей Отечества;
- включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков;
- исследование вклада одного из предков в историю родины, региона, города.
Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки», папки с файлами, документального фильма и т.д. Иллюстрированная биография может быть выполнена в виде сочинения, рассказывающего о предке и содержащего фотографии и иллюстрации, хронологии жизни предка в контексте истории страны, географической карты путешествий предка по стране, миру.
Проект «Мое генеалогическое древо»
Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (1 неделя).
Цели проекта:
- формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
- знакомство с новыми фактами из истории семьи;
- выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.);
- обучение составлению родословного древа или таблицы.
Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).
Проект «Выставка семейных реликвий»
Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (1 неделя).
Цели проекта:
- знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории;
- формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала.
Практический результат проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий» (выполняется каждой группой учащихся), наглядные пособия к теме «Я и моя семья» для курсов «Граждановедение», «История России», «МХК».
Работа над проектом идёт в группах по 3--5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.).
Форма презентации: выступление на классном часе перед одноклассниками и родителями – участниками проекта.
Работа над данными проектами приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.
Учащиеся овладевают такими приемами работы как : сбор, анализ и обобщение информации из различных источников; проведение исследования; подготовка иллюстративного материала; оформление материала для презентации или доклада. Все это позволяет сформировать компетенции, необходимые для дальнейшего изучения истории.
Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.
|