Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Учитель и ученик в творческом диалоге

Именно здесь раскрывается принципиальное отличие диалогической установки учителя (как, разумеется, и любого человека во взаимоотношениях с другими людьми) от монологической: последняя не предполагает — ибо не требует! — обращения к слушателю как к конкретному лицу, собеседнику, который должен определенным образом реагировать на получаемое сообщение, соглашаться или возражать, так или иначе его истолковывать, интерпретировать, оценивать — или потому, что сообщение это директивно: «Иванов, пойди к доске», или: «Великая Отечественная война завершилась в 1945 году разгромом фашизма», тогда как диалогическая установка возникает тогда, когда передаваемое индивиду или группе сообщение требует реакции слушателя, его эмоционального и интеллектуального отношения и претендует на согласие слушателя с говорящим, либо изначальное, либо достигаемое в результате его переубеждения; иначе говоря, цель диалога как формы духовного общения — общность, а цель монолога — информирование или управление. Вот почему ни передача научной информации, ни религиозная проповедь, ни молитва, ни военная команда, ни бюрократическое распоряжение не нуждаются в диалоге, тогда как дружеская беседа, политический спор единомышленников, отношения художника и читателя, зрителя, слушателя эффективны только тогда, когда диалогичны, явно или скрыто в подтексте, ибо адресат (получатель сообщения) превращается в данной ситуации в партнера, который волен принять или отклонить данное сообщение. В конкретной педагогической ситуации это означает превращение учителя из транслятора знаний в старшего друга, приобщающего к своим ценностям.

Повысить  качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж, обратиться к реальным запросам ученика - таковы задачи которые я ставлю перед собой на уроке.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной,
эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является использование занимательности на уроках истории.

Такое внимание к занимательности объясняется тем, что она пробуждает у ребенка интерес к знаниям, в результате чего у него появляется желание учиться, а познание увлекает и доставляет ему радость.

Я использую различные формы работы с учащимися на уроке, которые  предполагают иные отношения учителя и ученика, иные формы общения с учебником, поэтому в дополнение к основным, как я считаю, урокам классического типа я присоединяю уроки, проходящие в нестандартной форме: учебные дебаты, дискуссии, групповая работа, проектная деятельность. Всё это позволяет создать позитивную атмосферу на уроке для взаимного сотрудничества. Учебный материал курсов истории даёт массу возможностей для обеспечения диалогичности образовательного взаимодействия между учителем и учеником. Воспитательные аспекты, которые ставит история перед учеником при личностно-ориентированном обучении даёт возможность сформировать всесторонне развитую личность. А творческий диалог является составляющей частью успеха.

Категория: Статьи | Добавил: voltera (09.11.2014)
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь