Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Совершенствование урока

 

              Непродуктивные приёмы

          Продуктивные приёмы

1)Сообщается только тема занятия, а её цели и задачи не ставятся или ставятся нечётко.

2)Выдача готовой инструкции.

3)План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует.

4)Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка.

5)Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя.

6)Ответы преподавателя на вопросы учащихся нечёткие или они остаются вовсе без ответа.

7)Однообразие способов представления информации, не использование или однообразие средств наглядности

8)Чрезмерная детализация информации.

1)Чётко формулируется тема и ставятся цель и задачи

 

2)Обсуждение плана деятельности.

3)Сообщаются тема и план урока (лекции), количество обсуждаемых вопросов – не более трёх.

4)Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного.

5)Материал не повторяет учебник, используется информация из других источников.

6)Наличие чёткой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту.

7)Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности.

8)Свёртывание, уплотнение информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная задача преподавателя на занятиях – организация познавательной деятельности обучаемых, но она также может решаться непродуктивными, так и продуктивными приёмами.

             Непродуктивные приёмы

          Продуктивные приёмы

1)Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем.

2)Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос.

3)Приёмы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем.

4)Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий.

5)Отсутствие или однообразие приёмов активизации деятельности или неумелое их использование.

6)Преобладают фронтальные формы работы.

7)Частые паузы в ожидании тишины. Деятельность носит репродуктивный характер.

8)Активность преподавателя превышает активность обучаемых.

1)Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися.

2)Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии.

3)Подчёркиваются приёмы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации. Используются игровые ситуации, соревнование.

4)Разнообразие приёмов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др.

5)Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание.

6)Организуется проблемно-поисковая деятельность.

7)Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство.

   Контроль является как способом активизации деятельности, так и средством становления коммуникаций. Некоторые рекомендации по его организации.

            Непродуктивные приёмы

          Продуктивные приёмы

1)Конкретная цель контроля отсутствует.

2)Результаты контроля не обсуждаются.

3)Необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым).

4)Критерии оценок заранее не сообщаются.

5)Негативная оценка личности.

6)Однообразие форм контроля.

7)Полное отсутствие контролирующей деятельности или гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению).

8)Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются.

9)Преобладание отрицательных оценок.

1)Каждый контрольный акт преследует конкретную цель.

2)Обсуждение результатов контроля.

3)Объективность оценочных суждений преподавателя.

4)Требования к выполнению заданий, критерии оценок сообщаются заранее

5)Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценок.

6)Разнообразие форм и приёмов контроля.

7)Индивидуализация контроля, организация его с помощью техники.

8)Преобладание функции обучающей, а не контролирующей.

9)Использование и поощрение самоконтроля и самооценки.        

 

                 Приёмы для создания эмоционального комфорта на занятиях

            Непродуктивные приёмы

            Продуктивные приёмы

1)Преподаватель проявляет раздражение, неудовольствие, использует нотации, редко хвалит учеников.

2)Не эмоциональность преподавателя, пассивность.

3)Подчёркнутая эмоциональная окраска всех высказываний.

4)Недобрая, снисходительная насмешка.

5)Частые замечания всей аудитории.

6)Частые отступления, не связанные с темой занятия.

7)Ограниченный набор воздействий на поведение, преобладание прямых воздействий.

8)Организация поведения (дисциплины) в ущерб деятельности.

9)Преобладание негативных оценок деятельности, поведения личности.

10)Перерывы в работе не соблюдаются.

1)Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.

2)Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка.

3)Умеренные жесты, мимика.

4)Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

5)Замечания отдельным учащимся.

6)Отступления, органично связанные с темой занятия.

7)Широкий спектр приёмов воздействия на поведение, косвенное воздействие на него (изменение ситуации).

8)Организация деятельности, а не поведения.

9)Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

10)Соблюдение перерывов в работе.

 

Категория: Статьи | Добавил: voltera (11.11.2014)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь