Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Методы гуманистической педагогики

Вот лишь один из примеров: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьёзными побуждениями, ребёнок импульсивен; взрослый логичен, ребёнок во власти прихоти воображения; у взрослого есть характер, определённый моральный облик, ребёнок запутался в хаосе инстинктов и желаний. Ребёнка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более слабую и бедную психическую организацию. Будто все взрослые – учёные  профессора. А взрослый – это сплошной винегрет, «захолустье» взглядов и убеждений, психология стада, суеверие и привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей; взрослая жизнь сплошь, от начала до конца, безответственна!»

                                    Методы воспитания

                                      (по В.С.Кукушкину)

          Методы                авторитарной         педагогики

Методы православной

           педагогики

         Методы гуманистической педагогики

-информирование

-педагогические требования

-дела

-внушение

-беседа

-индивидуальный контроль

-наказание

-подражание

-осуждение

-принуждение

-пример

-приучение

-беседа

-лекция

-одобрение

-осуждение

-личный пример

-похвала

-подражание

-убеждение

-требование-норма

-индивидуальный контроль

-коррекция

-самоконтроль

-самоанализ

-самокритика

-внушение

-пример                      -система перспективных

-создание учебной      линий

ситуации                     -создание ситуации                                    

-игра                              успеха        

-приучение                  -воспитывающая

-убеждение                   ситуация

-личный пример         -самоконтроль

-лекция                        -самоанализ

-поощрение                 -самонаблюдение

-одобрение                  -самовоспитание

-тренировка                 -самообразование

-коллективные            -самосоздание

творческие дела          -самокритика

-коррекция                  -самоубеждение

-награждение              -самореализация

-диспут                        -педагогическое

-объяснение                -сотрудничество

-одобрение

-соревнование

 

Принципы традиционной и гуманистической «центрированной на мире детства» парадигмы обучения (по А.Б.Орлову)

                 Традиционная парадигма

             Гуманистическая парадигма

                      Принцип субординации

Мир детства – это часть мира взрослых, его несамостоятельный придаток; часть, не равноценная целому и подчинённая ему.

                   Принцип монологизма

Мир детства – это мир учеников и воспитанников,

мир взрослых – мир учителей и воспитателей. Содержание  взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям.

                    Принцип произвола

Мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Он никак и никогда не воздействовал на него

                    Принцип контроля

Контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых.

                    Принцип взросления

Развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. движение детей по созданной миром взрослых «лестнице « возрастов. Нарушение процесса – аномалия.

                   Принцип инициации

 Существование границ между миром взрослых и детства и перевод человека из одного мира в другой.

                   Принцип деформации

Мир детства всегда деформирован вторжением взрослых   

                   Принцип равенства

Мир детства и мир взрослых – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

                   Принцип диалогизма

Мир детства так же, как и мир взрослых, обладает своим собственным содержанием. Взаимодействие этих  двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

                Принцип сосуществования

Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.

                 Принцип свободы

Мир взрослых должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме сохранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь.

                 Принцип соразвития

Развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира  взрослых, цель развития человека – гармонизация внешнего и внутреннего «Я».

                 Принцип единства

Мир детства и мир взрослых составляют единый мир людей.

                 Принцип принятия

Человек должен приниматься другими людьми таким, каким он есть, без условий.

 

 

 

Сравнительная характеристика авторитарной и гуманистической педагогики

                          (по Ю.Н. Калюткину, Г.А.Сухобокову)

 

Авторитарная педагогика

    Главное в воспитании – осознание ребёнком абсолютных ценностей, образцов поведения.

Воспитательное взаимодействие должно каждый раз завершаться конечным результатом. Основным воспитательным средством является «проповедь», декларирование норм поведения, тех правил, которые этот мир предлагает. Собственный опыт ребёнка отбрасывается как ошибочный, неверный. Взрослыми постоянно подчёркивается «несоответствие» ребёнка требованиям общества, несовершенство его личности. Взрослые всегда правы, их поступки и высказывания не подлежат сомнению. Для стимулирования желаемого поведения и поступков детей взрослые применяют приказ, наказание. Самостоятельно ребёнок не может делать ничего, его собственное мнение никого не интересует. Привычка послушно следовать внешнему авторитету формирует безынициативность, растерянность, ребёнок стремится избежать ответственности. Ошибки, неуспеваемость имеют фатальный оттенок – за каждую из них ждёт наказание. На «тяжёлые» вопросы чаще всего ребёнок получает ответ: «Тебе ещё рано это знать». Основное внимание в воспитании обращают на внешнюю линию поведения, на то, насколько она соответствует заданной взрослыми норме. Развитие эмоциональной сферы не получает должного внимания, главное – развитие познавательной.

Гуманистическая педагогика

    Основным в воспитании является не декларирование единственно возможного образца поведения, который усваивается раз и на всю жизнь, а раскрытие творческих способностей самого ребёнка.

Основная цель воспитания – научить жить в меняющемся мире, помочь найти свой способ самореализации, воплощения идей, мыслей, чувств. Собственный опыт, даже ошибочный, является важнейшим источником информации. Особое внимание уделяется привлечению детей к совместной с воспитателями деятельности. В воспитании от результата – переориентация на процесс: ребёнок не ждёт радости лишь в конечном результате, а находите в самом процессе (познания, созидания, общения). Ребёнок признаётся уникальной, неповторимой индивидуальностью. Педагог учитывает возрастные особенности и возможности ребёнка, побуждает к открытому проявлению чувств. Отношения взрослого и ребёнка обновлены взаимоуважение, ребёнок становится  равноправным партнёром в любом взаимодействии.

Процесс воспитания основывается на реальных потребностях ребёнка и предполагает их развитие, корректировку, направление. Очень важным моментом педагогического взаимодействия является учёт сложности и неодномерности процесса развития ребёнка, а значит, он сравнивается только сам с собой

 

                 Модели учебно-воспитательного процесса (по В.С.Кукушкину)

                                                  Авторитарная модель

                Цели

             Принципы

                Тактика

1.Вооружить знаниями, умениями и навыками.

2. Формировать личность с типичными характеристиками.

3. Сформировать послушание и бесспорное выполнение требований.

1.Когнитивный диктат «Я знаю, каким ты должен быть, и я сделаю всё возможное, чтобы ты стал таким». Воспитание типичного человека.

Диктат, опека. Ребёнок – объект воспитательного воздействия. Позиция взрослого – выше.

       Средства общения

     Личностная позиция                     учителя   

            Результаты

Монологический: приказы, команды, требования, угрозы. Упрёки, критика, нотации, наказания и т.д.

Реализация заданной программы, использование общей методики (рекомендаций), попытки соответствовать потребностям контролирующих инстанций.

Расхождение знаний и убеждений, мировоззрения и жизненных ценностей. Раздвоение личности и поведения. Появление бездуховности, инфантильности, цинизма и т.д.

 

 

                                                         Гуманистическая модель

 

                   Цели

               Принципы

                 Тактика

1.Становление личности, способной к творческой самореализации, духовно богатой, активной.

2.Личность каждого ребёнка – самоценность, неповторимая индивидуальность.

3.Удовольствие, стремление к свободе, желание стать взрослым, самостоятельным человеком.

Принцип единства интеллекта и аффекта. Единство деятельности, сознания и личности. Каждый ребёнок – самоценная личность, равная со взрослыми по своим правам, обязанностям.

Педагогика сотрудничества, взаимодействие; позиция взрослого – рядом.

         Средства общения

 

Диалогическое общение, открытые, искренние, доверительные отношения. Безусловное принятие ребёнка, эмпатийное понимание.

Личностная позиция учителя

 

Свобода и творчество, собственный инструментарий процесса обучения и воспитания, положительная установка на духовное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

              Результаты

 

Социальная и коммуникативная компетентность, способность к самоактуализации и самоорганизации. Высокоморальность, духовность. Чувство психологической защищённости, доверие к людям, радость сосуществования и т.д.

 

 

              Характерные признаки традиционной и личностно ориентированной  моделей

                                                                  воспитания

 

п\п

              Учебно-дисциплинарная       (традиционная)

             Личностно ориентированная

1.

Культ выполнения учебной программы. Основной акцент на усвоение учащимися «правильной» информации раз и навсегда. Деятельность учителя направлена на передачу «чужих» знаний и их дальнейшую репродукцию учениками.

Основное внимание уделяется умению учиться, решать проблемы. Учебно-воспитательные задачи определяются в соответствии с зоной

2.

Ученик для педагога – объект обучения и воспитания (субъект-объект). Подтягивание ребёнка до средних стандартов. Позиция педагога эгоцентрична.

Стремление учителя к детскоцентричной позиции, сотрудничеству. Субъект-субъектные отношения. Максимальное раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка.

3.

Дисциплина является продуктом внешнего давления и контроля (обусловлена страхом наказания).

Самовоспитание, самодисциплинированность, становление личностной ответственности.

4.

Педагогическая рефлексия (осмысление учителями собственной деятельности) носит эпизодический характер.

Рефлексия (осмысление, осознание собственной деятельности) – компонент профессиональной компетентности педагога.

5.

Потребность в знаниях и развитии носит стихийный характер.

Потребность в знаниях и развитии носит добровольный и систематический характер

6.

Для участников педагогического процесса типичны негативные психоэмоциональные состояния: тревожность, фрустрация, страх, агрессия (почти 75% учителей и учеников присущ уровень тревожности выше нормы)

В отношениях участников педагогического процесса проявляются взаимопомощь, взаимопомощь, взаимоуважение, доброжелательность, открытость, доверие

7.

Педагоги и ученики находятся в состоянии соревнования, соперничества, а не сотрудничества, партнёрства, взаимодействия. Это провоцирует ревность, амбициозность, неадекватную самооценку.

Ученики сравниваются не друг с другом, а только сами с собой

8.

Отношение учителя к ученику формируется на основе знаний (способный, посредственный, неспособный).

Отношение учителя к ученику формируется на основе общечеловеческих ценностей и уровня воспитанности

9

Восприятие собственного «Я» происходит через призму школьной оценки (настойчивое, нецелостное).

Осознание собственной уникальности, неповторимости, индивидуальности, самоценности

10

Методы воспитания и обучения – авторитарные (приказы, окрики, замечания, требования и т.п.)

Методы воспитания и обучения – гуманистические (предложение, поддержка, поощрение и д.р.)

11.

Повышение профессиональной квалификации педагогов происходит благодаря внешней мотивации.

Повышение профессиональной квалификации педагогов происходит благодаря интеграции личностного и профессионального роста

Категория: Статьи | Добавил: voltera (11.11.2014)
Просмотров: 2666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь