Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [14]
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Деятельный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта

Представление о деятельностном подходе как принципе организации учебного процесса,  предполагает его системность. Следовательно, введение в процесс обучения отдельных, частных творческих вопросов, упражнений и заданий не ведёт к реализации данного подхода. Программа чётко определяет в качестве метапредметных результатов изучения истории в основной школе формирование у учащихся таких качеств, как «способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность».

        Что же может послужить основой для создания системы учебной деятельности? Основой  методической конструкции данного подхода может стать постановка и реализация  системы учебных задач по изучаемому курсу истории. Под учебной задачей

 Мы понимаем проблему, т.е. вопрос, содержащий внутренне противоречие. Решая проблему, учащийся овладевает всеми необходимыми знаниями по изучаемому курсу или теме и получает возможность развиваться.

       Можно, кроме этого, выделить ряд признаков и функций учебной задачи.

   Во-первых, учебная задача должна локализовать изучаемый материал и деятельность, связанную с его изучением. Так, на вопрос: «Что значит изучить данный курс или тему? Мы предлагаем ответ: «Это означает решить некую проблему, сформулированную для данной темы или курса».

    Во-вторых, учебная задача должна носить всеобщий характер, т.е. её решение невозможно без освоения всего необходимого объёма знаний по изучаемому курсу или теме. Например, проблема «Почему большевики смогли взять и удержать власть?» неприменима как учебная задача по курсу всего 20 века, но вполне может служить учебной задачей к теме «Россия в 1917 – 1921 гг.»

    В-третьих, учебная задача должна обеспечивать внутреннюю мотивацию и формировать у учащихся собственное представление об учебной деятельности по предмету.

    Коль скоро учебная задача является стержнем методической конструкции изучаемого курса, необходимо её в таком качестве обозначить и именно от неё отталкиваться при организации учебной деятельности. В связи с этим возможны следующие этапы постановки учебной задачи и реализации на её основе деятельностного подхода.

    Первый этап: общее моделирование.

На этом этапе наша задача – показать весь курс или тему « с высоты птичьего полёта». Мы показываем учащимся весь подлежащий изучению объём материала (в самом общем виде), а затем концентрируем их внимание на отдельных деталях, которые учащимися воспринимаются во взаимосвязи, комплексно. При моделировании можно использовать два варианта. Первый – блок предварительного обобщения, когда по горизонтали откладывается время, по вертикали – основные проблемы или сферы деятельности, представляющие собой классификацию содержания, а на их пересечении размещаются основные события или явления изучаемой темы или курса.

     Второй вариант – творческое или образное моделирование, когда в виде модели выступает какой-либо образ.

      Второй этап: выделение исходного противоречия или интриги.

 На этом этапе мы проводим первичное обобщение материала и формируем основу для постановки учебной задачи.  Исходное противоречие может иметь как внешний, так и внутренний характер. Под внешним характером понимается вариант, когда противоречие формулируется при сравнении двух различных тем или курсов. Внутреннее противоречие формулируется, исходя из непосредственного содержания изучаемого курса или темы.

    Например, изучив основные события Смутного времени, можно сформулировать противоречие между двумя положениями: А). Россия в эпоху Смуты подверглась всем возможным для того времени деструктивным воздействиям. Б). Несмотря на это, государство выжило и преодолело Смуту.

    В теме « Русь между Востоком и Западом» можно обратить внимание учащихся на противоречие между результатами борьбы русских княжеств с нашествием монголов (Русь почти на четверть тысячелетия попадает в зависимость от Орды) и с агрессией шведов и крестоносцев (экспансию Запада удалось остановить).

    В качестве примера интриги можно привести «зачин» к теме «Эпоха дворцовых переворотов» - Пётр Первый умирает, не успев написать завещание и оставив на листе бумаги лишь два слова «Отдать всё…». После Петра правили 6 императоров и императриц. Как вы думаете, чьё имя из списка своих последователей Пётр вставил бы в завещание? В случае с интригой мы уже на втором этапе плавно переходим к этапу третьему.

     Третий этап: формулирование учебной задачи и планирование учебной деятельности.

   На основании исходного противоречия или интриги мы выводим формулировку учебной задачи, которая, как правило носит вопросительный характер. Продолжая тему Смутного времени, приведём пример такой задачи: «Почему Россия смогла преодолеть Смуту?» В уже упомянутой теме «Русь между Востоком и Западом» учебной задачей будет вопрос 

«Почему раздробленная Русь покорилась Востоку и смогла отразить нападение с Запада?»

     На этом же этапе проводится предварительное планирование учебной деятельности, которое представляет собой систему логически связанных вопросов. Например, в теме «Русь между Востоком и Западом» мы выделяем три основных вопроса:

1.Как развивались русские княжества и земли между окончательным распадом единого Древнерусского государства и началом нашествий?

2.Какие сильные и слабые стороны были у врагов Руси – западных рыцарей и монголов?

3.Что общего и в чём различия между вторжениями на Русь с Востока и Запада?

В рамках поставленных вопросов мы переходим к следующему этапу.

   Четвёртый этап: организация учебной деятельности.

     На данном этапе мы предлагаем учащимся выполнить учебные задания, имеющие определённую мотивацию, алгоритм и систему фиксации результата. Для ответа на первый поставленный вопрос учащиеся должны собрать данные о наиболее крупных удельных центрах в таблицу «Закономерности раздробленности (домонгольский период)».

       Критерии оценки

Новгородская земля

Владимиро-Суздальское княжество

Галицко-Волынское княжество

         Киевское          княжество

1.Географическое положение и природные условия

 

 

 

 

2.Занятия жителей (хозяйство)

 

 

 

 

3.Социальная структура

 

 

 

 

4.Политическое развитие

 

 

 

 

5.Тенденция (итоги)

 

 

 

 

 

Для удобства можно использовать символы.

    Второй вопрос мы разбиваем на серию более мелких вопросов, на которые учащиеся должны ответить, используя как уже известный материал (в рамках курса истории Средних веков, 6 кл.), так и новые сведения, содержащие в учебнике или в рассказе учителя:

  - каковы были цели крестовых походов?

  - какие виды вооружения и тактические приёмы использовали крестоносцы?

  - почему возникла Монгольская империя?

  - в чём причины побед монголов?

Для того, чтобы ответить на третий вопрос плана, учащиеся должны поэтапно изучить ход событий на востоке (Батыя на Северо-Восточную и Южную Русь) и на западе (захват рыцарскими орденами Прибалтики, Невская битва, Ледовое побоище, личность и деятельность князя Александра Невского). После изучения фактического материала необходимо постараться выделить особенности событий и проанализировать их. Результаты анализа и выведут учащихся, как показывает опыт, на решение поставленной задачи.

     Таким образом, последовательно реализуемый деятельностный подход позволяет нам организовать системную учебную деятельность, в ходе которой учащиеся будут целенаправленно добывать и изучать значимую информацию и принятье для решения поставленных проблем.

Категория: Статьи | Добавил: voltera (11.11.2014)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь