Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
История древнего мира [7]
Главная » Статьи » История древнего мира » История древнего мира

Ассирийская держава

Тема урока: Ассирийская держава

Цель урока: Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обычаями. 

Задачи урока:

Образовательная: Установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: Развить способности каждого ученика, научить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: Осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Опорные понятия: Хетты, ассирийцы, Элам, Ванское царство.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 

 

 

2.Текущий контроль знаний и умений (слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа над терминами и понятиями

(слайд 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучения нового материала

Быт и нравы Ассирии(слайд 10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало обработки железа (слайд 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Анализ военных достижений ассирийской державы (слайд 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины военных успехов ассирийцев (слайд 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Итог урока

 

 

 

 

6. Домашнее задание, выставление оценок

Учитель называет тему урока, цели и задачи

 

 

1.

Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведёт их в область, названную....

 

2.

 У этой крепости решалась их судьба,

Всё это было, правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Названье этой крепости... (Иерихон).

3.

Есть главный город в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев Израильского царства

Стал город, называемый ....

4.

В его правление на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя....

 

 

 

На доске:

Хетты – народ, живший в центральной части малой Азии.

Ассирийцы – народ в странах Ближнего Востока.

Элам – древнее государство в юго-западной части Иранского нагорья.

 

Учитель: Социальное неравенство в Ассирии проявлялось и в быту. В доме знатного ассирийца обычно было несколько комнат. Парадные по­кои, где принимали гостей, украшали цветными тканями, ковра­ми. В комнатах была разнообразная мебель, причудливо украшенная металлическими пластинками, слоновой костью, драгоценными кам­нями. У простых горожан обстановка скромнее: несколько стульев и табуреток. Спали обычно на циновках; хозяин дома и его жена почивали на кровати.

В любом ассирийском доме обязательно хранились амулеты, ко­торые должны были охранять домашних от дурного глаза. Чтобы отогнать самого страшного демона — хозяина юго-западного ветра, пламенное дыхание которого сушило посевы и несло людям болез­ни, — над дверями и на террасах подвешивали статуэтки с его изображением. Другие статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом злым духам. Большинство из них обладали фантастическим обликом: их изображали с головами невиданных животных.

Одежда знатного человека состояла из рубашки-туники, поверх которой надевали вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром ткань из шерсти. Платье носили длинное, подвязанное широким поясом.

Ассирийские крестьяне и воины одевались гораздо скромнее. Они носили короткую тунику, доходившую до колен.

Мы не знаем, ка­ков был костюм ассирийской женщины, так как не сохранилось материалов, описывающих его. Зато достоверно известно, что, вы­ходя из дома, свободная ассириянка обязательно надевала покрыва­ло, которое полагалось набрасывать налицо при посторонних людях. Рабыням же покрывало носить строго запрещалось.

Ассирийцы носили длинные завитые волосы и остроконечную, аккуратно завитую и тщательно расчесанную бородку.

Самыми торжественными моментами в жизни ассирийской знати были приемы во дворце у царя. Расскажем о торжественном приеме у царя Ашур-Адонай-Абан-Нипал.

Перед началом церемонии лицо царя покрывали косметикой; во­лосы и борода монарха были завиты; локоны широкими волнами спадали на плечи и грудь. На царе — высокая тиара в виде усеченно­го конуса, плотно охватывающая лоб и виски; она из белой шерсти с синими полосками. Широкая лента, усеянная узорами из золотых нитей, придерживает головной убор на лбу. Одежда с короткими рукавами темно-синего цвета расшита красными узорами и стянута широким поясом. Сверху надета накидка, закрывающая плечи и нис­падающая почти до середины спины. Она расцвечена шитьем.

На царе немало драгоценных украшений; ожерелье представляет собой золотой обруч с подвешенными к нему изображениями бо­жеств. Меч — необходимый атрибут костюма царя; монарх носил его почти горизонтально, приблизительно на высоте локтя, так что ле­вая рука лежала на рукоятке.

Нарядившись в покоях, царь пересекал двор в тени зонта, кото­рый держал над ним служитель. Правитель садился в приемной зале на большое резное кресло. По бокам от трона стояли вельможи, оруженосцы, родственники царя. Придворные и чиновники менее высокого звания выстраивались в несколько рядов вдоль стен зала.

Царя окружал многочисленный штат вельмож и придворных. Первым из них был главнокомандующий, часто заменявший царя в походах. За ним следовал министр двора и иные министры. Эти чет­веро вельможи были, вероятно, ближайшими советниками царя. За­тем по рангу шли наместники городов и провинций. Имелся аппарат чиновников и большая армия писцов» (Преподавание истории в школе. 1996. № 5).

 

Учитель: Люди до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза. Дайте характеристики этих металлов. А теперь перейдем к описанию нового металла и к тем изменениям, которые произошли в связи с этим.

 

Финикийские города попали под власть царей Ас­сирии. Свое название эта страна получила от древнего города Ашшура, лежавшего на пра­вом берегу Тигра. (Верховным богом ассирийцев был Ашшур.)

Давайте вспомним, что Древнее Междуречье делилось на Южное, которое обычно называют Вавилонией, и Северное, где распо­лагалась страна Ассирия. Во времена царя Хаммурапи Ассирия была подчинена Вавилону. Но через 700-800 лет Ассирия усиливается, она переживает хозяйственный подъем. Это связано с тем, что жители Пе­редней Азии уже овладели способом добычи железа.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не по­дозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небес­ных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Запись в тетрадь: Добывать железо из руды впервые нау­чились жители Передней Азии, это произошло около 3,5 тыс. лет на­зад.

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили са­мый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и моты­гами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

(сопровождается записью в тетрадь)

Страшной грозой налетали ассирийцы на соседей. Быстро двигались вперед воины. Для них не было никаких препятствий: они переплывали реки на больших раздутых мехах. Голова воинов была покрыта остроконечным медным шлемом, на теле поверх рубахи - панцирь, т.е. кожаная куртка, обитая выпуклыми металлическими пластинками; в одной руке длинное копье с железным наконечником, в другой - большой щит, обить бронзой; ноги также защищены металлическими полосами. Такой воин был почти неуязвим.

При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный  род войск.

Вопрос: Подумайте, какими преимуществами обладал всадник перед боевой колесницей? После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

- Как же называлось это осадное орудие ассирийцев? Ассирийские воины казались людьми несокрушимой силы Иудейский пророк Исайя, близко видевший их, говорит: «У них нет ленивых; никто не споткнется, не задремлет, не распустит пояса или ремня на башмаке».

Суровы были и их вожди. На стенах дворцов, на каменных досках и столбах они оставили рассказы и отчеты о своих предприятиях, где с особенной гордостью говорят о разрушениях, которые они произвели, об уничтожении городов и сел. Один из них пишет: «Я пронесся подобно истребительному урагану. На обагренной земле оружие тонуло в крови врагов, как в реке. Я нагромоздил трупы их солдат в виде победных курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки, я сокрушил их, как солому». Часто истребляли все муж­ское население покоренной земли, женщин и детей забирали в рабство.

 

Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы уво­зили к себе.

Хорошие иллюстрации к данной теме содержатся в энцик­лопедии «История. Древний мир. Изд-во «Росмэн» (стр. 60-61)

 

 

 

Причины военных успехов ассирийцев

 

  1. Повсеместное использование стального оружия.

  2.  Появление нового рода войск – конницы.

  3. Прокладывание стратегических дорог, наведение переправ через водные преграды для форсирования их войсками.

  4. Применение стенобитных орудий и камнеметов при осаде крепостей.

  5. Крайняя жестокость по отношению к мирному населению захваченных территорий

 

 

 

 

 

 

 

ПЕХОТА                          Боеспособная армия           Завоевательные походы

 

 

 

 

 

 

ЖЕЛ. ОРУЖИЕ

                                                                                          

КОННИЦА                       Вавилон,Библ,Тигр,Сидон,частьПалестины,в Египет,в Урарту

                                                                                

 

КОЛЕСНИЦЫ  

                                                                               

ОСАД. ТЕХНИКА           Ассирийская военная держава

 

      Решение кроссворда (см. приложение)

Что нового узнали?

Что вам понравилось в уроке?

 

Параграф 18, вопросы (слайд 11).

взаимопроверка кроссвордов (см. приложение кроссворд), выставление оценок

 

 

 

 

 

 

 

Палестиной

 

 

 

 

 

 

 

 

Иерихон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иерусалим

 

 

 

 

 

 

 

 

Соломон

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают себе в тетрадь   понятия и их значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя, запись на слайде 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Свободное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Пло­дородие и мягкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колеснице нужна хорошая дорога, всадник проедет по тропе. Не страшны ему бугры и кочке вязкая грязь, и даже глубокие лужи. Он переберется через овраг и речку, перепрыгнет через канаву и лежащее бревно.

Таран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заполняют кроссворд

(часть за компьютерами)

Ответы детей

 

Дети записывают домашнее задание, проверяют в парах кроссворды, сравнивают с правильными ответами.

Выставляют оценки в дневник

 

 

 

 

 

 

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

 

Смотреть еще презентации из раздела История
Категория: История древнего мира | Добавил: voltera (11.11.2014)
Просмотров: 1639 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь