Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
История древнего мира [7]
Главная » Статьи » История древнего мира » История древнего мира

Поход Александра Македонского на восток

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

Аннотация к уроку

Цель урока:

    Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск.

Задачи урока:

Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Формировать умение работать с исторической картой, на основе текста учебника, презентации давать характеристику историческим событиям.

Ход урока

I. Организационный момент (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №1)

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устных ответов по карточкам

Карточка № 1

 - Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

 - Почему Греки жили недружно и воевали между собой?

 - Кто из знаменитых афинян возглавил борьбу за независимость?

Карточка №2

 - К какому походу готовился Филипп II?

 - Он вступил на престол в 20лет. Отличался блестящими способностями, получил прекрасное образование. Его учителем был Аристотель.

 - Сколько лет назад было сражение у Херонее?

2. Работа с классом. Решение задач. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №2,3)

Задача № 1

-Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это?

Ответ: Полис – это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.

Задача №2

- Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это?

Ответ: Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»

3. Устные ответы учеников по карточке.

III.Переход к изучению новой темы

Мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция отстояла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Это мы узнаем сегодня на уроке.

IV. Изучение новой темы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд№1)

План урока.

1. Победы войска Александра Македонского.

2.Гибель Персидского царства.

На доске – тема урока, новые слова и дата: р.Граник, г. Исс, с.Гавгамеллы, 334-325 г.до н.э.

1. Работа по исторической карте.

Ст.194 - Учебник Вигасин А. А., Годер Г.И., Свентицкая И.С. «История Древнего мира»

-Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Красным)

-Каким цветом обозначено Персидское царство? (Желтым)

-Какие известные нам государства входили в состав Персидского царства? (Египет, Финикия, Междуречье)

-В какой части света находятся эти государства? (на Востоке)

-Какой пролив отделял Европу от Азии? (Дарданеллы).

2. Рассказ учителя (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №4)

Задание детям:1. По ходу объяснения учителя выписать в тетрадь причины падения Персидской державы.

.Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоты и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азией. Отсюда Александр начинал свой поход. Немного войска имел молодой царь. Всего 30000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы спросить власть персов

Персидская армия была огромна. Лучшую её часть составляла царская гвардия и отряды наёмников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из людей покорённых народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20000 всадников и 20000 греческих наёмников. Один из военачальников, грек Мемнон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежащую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разрубил узел. Но до завоевания Азии было далеко.

3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: Прочитать п.2,3 с.193-194 §42 учебника А.А.Вигасина, Г.И.Свентицкой «История Древнего мира»

Выяснить: Какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток?

4.Беседа по прочитанному (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд№5)

- Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря)

- Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Применили тараны, метательные машины)

- Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний)

- Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, в дельте Нила)

- Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамеллы)

V.Подведение итогов урока (ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд №6,7)

ТЕСТ по теме

А) Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

1)Армия персов состояла из наёмников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных побед.

2)Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было не спокойно, поэтому такое государство легче покорить.

3)Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться власти сатрапов.

4)Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

Б) Познавательный тест (презентация и таблица)

Домашнее задание:

1. Прочитать §42, подготовить развёрнутый ответ на вопрос: Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Задание №5

Скачать конспект

Тест

Поход Александра Македонского на восток

 

Категория: История древнего мира | Добавил: voltera (14.11.2014)
Просмотров: 2120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь