Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
История древнего мира [7]
Главная » Статьи » История древнего мира » История древнего мира

Зарождение демократии в Афинах

Ход урока:

1. Организационный момент.(1 минута)

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» (1 минута)

I. Проверка домашнего задания по теме: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

  • Вспомните, как назывался параграф, который вы учили дома. Что нового вы узнали?
  • Работа с контурной картой на интерактивной доске «Аттика в древности» (2 минуты).
  • В это время работа с классом.

-Когда у греков появилась новая письменность?

-В чем преимущество греческого алфавита сравнительно с египетскими иероглифами?

-В чем историческое значение греческого алфавита.

  • Работа с карточкой на интерактивной доске.

 

В это время работа с классом. (2 минуты).

* Расскажите о жизни знати и демоса в Афинском государстве в 7в. до н. э..

* В чем проявлялось бедственное положение земледельцев Аттики?

* Почему демос был недоволен засильем знати. Чего требовал демос?

 

  • Анализ комментарий ответа по карточке 1 учащимся класса и выставление оценки.

 

  • Тест с интерактивной доской.(5 минут).

         Проверка теста

 

 

II. Новый материал (20 минут).

План урока.

1.Демос восстаёт против знати.

2.Отмена долгового рабства.

3.Перемены в управлении Афинами.

4.Солон вынужден покинуть Афины.

 

(на интерактивной доске презентация по новой теме.

 1,2 слайды.)

 

1.Демос восстает против знати.

-Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался:

  • право участвовать в управлении Афинами
  • требовал отменить долговое рабство
  • требовал передела земли.

Большинство народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.

*Всевластие знати.

*Неравенство между бедными и богатыми

привело к восстанию демоса.

Смута продолжалась долго, и ни  одна сторона не могла одержать верх.

Государство оказалось на краю гибели.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.

Для того чтобы изменить опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н. э. сообща избрали архонтом СОЛОНА (слайд 3)

(Сообщение о Солоне заранее готовит учащийся).

 

-Солон начал осуществлять преобразования в стране.

На сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить:

КАКИЕ РЕФОРМЫ ОСУЩЕСТВИЛ СОЛОН В ДРЕВНИХ АФИНАХ.

 

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы.

Они были записаны на деревянных досках и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

 

 

2.Отмена долгового рабства.

 

Самостоятельная работа с учебником и простым карандашом на странице137-138. Учащиеся самостоятельно изучают реформы Солона (презентация на интерактивной доске слайд № 4).

  • Отменил долговые камни (рисунок в учебнике на странице 138 и выполнение задания в рабочей тетради стр.14 задание№19).
  • Человек сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.
  • Отпустил на волю всех рабов должников.

 

3.Перемены в управлении Афинами.

-Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством (презентация слайд 4).

* Теперь, архонтом мог стать не только знатный человек – достаточно обладать богатством.

* Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, так же могли занять должность АРХОНТА.

* Для решения важнейших государственных дел стали созывать НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, в котором участвовали все СВОБОДНЫЕ АФИНЯНЕ (ГРАЖДАНЕ)

* Солон отменил самые жестокие законы Драконта.

* Учредил выборный суд.

 

Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатств.

Даже БЕДНЯК мог стать судьей.

В Афинах ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании.

Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели.

Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию.

Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из 2 камешков: (учитель демонстрирует кувшин и камни).

*черный - означал обвинение;

*белый – оправдан.

Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков.

Решение суда определялось по большинству подданных голосов.

Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.

(Закрепление по рабочей тетради стр.15 задание №20.)

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. «Реформы Солона». работа

проводится в виде игры на закрепление материала. Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на портрет Солона, а не правильные – уходят за портрет.

 

4. Солон вынужден покинуть Афины.

-/Высказывание Солона на доске,  мультимедийная презентация слайд 5./

Самостоятельное чтение учебника стр.140. затем проводится ролевая игра. Класс делится на 2 группы. Одна группа – богатые жители Афин, а другая – бедные. Учащиеся самостоятельно делают вывод и объясняют, почему Солон вызвал недовольство богатых и бедных.

 

III. Закрепление нового материала:

 

  • Решение задачи на интерактивной доске:

«Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является:

Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная».

*Объясните, о чем идет речь в данном отрывке.

*Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

*Какое значение имели эти изменения?

  • Работа с терминами на интерактивной доске. Слайд 2.

-«Демократия»,

-«Граждане»,

-«Народное собрание».

  • Обобщение на интерактивной доске в виде игры на тему: «Характеристика государственного устройства современной России». Правило игры: Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на картинку, а не правильные – уходят за картину.
  • Выставление оценок.

IV. Домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь страница 15, задание №21

Скачать конспект

 

Категория: История древнего мира | Добавил: voltera (21.11.2014)
Просмотров: 2423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь