Ход урока:
1. Организационный момент.(1 минута)
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» (1 минута)
I. Проверка домашнего задания по теме: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».
- Вспомните, как назывался параграф, который вы учили дома. Что нового вы узнали?
- Работа с контурной картой на интерактивной доске «Аттика в древности» (2 минуты).
- В это время работа с классом.
-Когда у греков появилась новая письменность?
-В чем преимущество греческого алфавита сравнительно с египетскими иероглифами?
-В чем историческое значение греческого алфавита.
- Работа с карточкой на интерактивной доске.
В это время работа с классом. (2 минуты).
* Расскажите о жизни знати и демоса в Афинском государстве в 7в. до н. э..
* В чем проявлялось бедственное положение земледельцев Аттики?
* Почему демос был недоволен засильем знати. Чего требовал демос?
- Анализ комментарий ответа по карточке 1 учащимся класса и выставление оценки.
- Тест с интерактивной доской.(5 минут).
Проверка теста
II. Новый материал (20 минут).
План урока.
1.Демос восстаёт против знати.
2.Отмена долгового рабства.
3.Перемены в управлении Афинами.
4.Солон вынужден покинуть Афины.
(на интерактивной доске презентация по новой теме.
1,2 слайды.)
1.Демос восстает против знати.
-Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался:
- право участвовать в управлении Афинами
- требовал отменить долговое рабство
- требовал передела земли.
Большинство народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.
*Всевластие знати.
*Неравенство между бедными и богатыми
привело к восстанию демоса.
Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.
Государство оказалось на краю гибели.
Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.
Для того чтобы изменить опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н. э. сообща избрали архонтом СОЛОНА (слайд 3)
(Сообщение о Солоне заранее готовит учащийся).
-Солон начал осуществлять преобразования в стране.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны выяснить:
КАКИЕ РЕФОРМЫ ОСУЩЕСТВИЛ СОЛОН В ДРЕВНИХ АФИНАХ.
Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы.
Они были записаны на деревянных досках и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.
2.Отмена долгового рабства.
Самостоятельная работа с учебником и простым карандашом на странице137-138. Учащиеся самостоятельно изучают реформы Солона (презентация на интерактивной доске слайд № 4).
- Отменил долговые камни (рисунок в учебнике на странице 138 и выполнение задания в рабочей тетради стр.14 задание№19).
- Человек сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.
- Отпустил на волю всех рабов должников.
3.Перемены в управлении Афинами.
-Солон много сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством (презентация слайд 4).
* Теперь, архонтом мог стать не только знатный человек – достаточно обладать богатством.
* Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, так же могли занять должность АРХОНТА.
* Для решения важнейших государственных дел стали созывать НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, в котором участвовали все СВОБОДНЫЕ АФИНЯНЕ (ГРАЖДАНЕ)
* Солон отменил самые жестокие законы Драконта.
* Учредил выборный суд.
Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатств.
Даже БЕДНЯК мог стать судьей.
В Афинах ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.
Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании.
Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели.
Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию.
Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из 2 камешков: (учитель демонстрирует кувшин и камни).
*черный - означал обвинение;
*белый – оправдан.
Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков.
Решение суда определялось по большинству подданных голосов.
Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.
(Закрепление по рабочей тетради стр.15 задание №20.)
РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ. «Реформы Солона». работа
проводится в виде игры на закрепление материала. Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на портрет Солона, а не правильные – уходят за портрет.
4. Солон вынужден покинуть Афины.
-/Высказывание Солона на доске, мультимедийная презентация слайд 5./
Самостоятельное чтение учебника стр.140. затем проводится ролевая игра. Класс делится на 2 группы. Одна группа – богатые жители Афин, а другая – бедные. Учащиеся самостоятельно делают вывод и объясняют, почему Солон вызвал недовольство богатых и бедных.
III. Закрепление нового материала:
- Решение задачи на интерактивной доске:
«Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является:
Мать черная земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная».
*Объясните, о чем идет речь в данном отрывке.
*Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?
*Какое значение имели эти изменения?
- Работа с терминами на интерактивной доске. Слайд 2.
-«Демократия»,
-«Граждане»,
-«Народное собрание».
- Обобщение на интерактивной доске в виде игры на тему: «Характеристика государственного устройства современной России». Правило игры: Один учащийся выбирает правильные ответы и наносит на картинку, а не правильные – уходят за картину.
IV. Домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь страница 15, задание №21
Скачать конспект
|