Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [6]
Главная » Статьи » Работы учащихся » Работы учащихся

От театра античного к средневековому

Древнегреческий театр

Само слово «театр» (от греч. theatron) означает место для зрелищ и само зрелище. Основными источниками информации о театре древности служат труды по истории древних держав. Ведь в то время театр был неотъемлемой частью общественной, а зачастую и политической, жизни. Специфическим средством выражения театра является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра лежат в древних охотничьих игрищах и массовых народных обрядах. Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. С конца VI века до н. э. подобные представления были распространены в Афинах и в других частях Греции. Эти театрализованные представления стали обязательной частью государственных праздников. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия – карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром.

 Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно –   политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно – политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

 Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

 В комедии к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными. Так, стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно- сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д.

 Комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.

Впервые у древних греков появился театр — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений. В существенных чертах он послужил образцом для римского театра, а многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы.

Античный театр вмещал огромное количество зрителей — в Афинском Театре Диониса размещалось 17 тысяч человек.

Организацию театральных представлений в Греции брало на себя государство в лице высших должностных лиц — архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора ложились как почетная общественная повинность на богатых граждан, получавших в этом случае наименование хорегов. Обязанности и ремесло драматурга и актера были почетными в греческом обществе. Некоторые из драматургов и актеров в V и IV веках до н. э. занимали важные общественные должности и принимали активное участие в политической жизни страны.

Сами спектакли вначале носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, затем состязались и актеры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Результаты состязаний тщательно заносились в особые записи — дидаскалии, хранившиеся в государственном архиве Афин.

В древнегреческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами. Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Маски первоначально имели культовое значение, но в театре они были необходимы и потому, что женские роли исполнялись мужчинами, а главное, потому, что размеры греческого театра были огромны, вследствие чего живая мимика лица совершенно не была бы замечена зрителями. Актерам необходимо было также увеличить и свой рост: они надевали высокие кожаные сапоги на толстой подошве — котурны. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий актеры облачались в длинные цветные костюмы с дорогой отделкой. Комедии игрались в комедиальных масках и коротких костюмах, нередко надевались накладные животы, зады, горбы — все это придавало телу актера гротескные формы.

Древнегреческий театр — начало начал европейского театра. До сих пор в театре соблюдаются его принципы в архитектуре (есть партер, амфитеатр, ярусы, сцена). Античный древний театр выделил то, что навсегда останется сущностью театра, без чего театр невозможен — без драматического диалога, без участия живого актера.

В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень.

Средневековый театр

 

Средневековый западноевропейский театр охватывает огромный период развития театрального искусства – десять веков: с 5 до 11 вв. (раннее средневековье) и с 12 по 15 вв. (период развитого феодализма). Театр являясь, наиболее социальным из всех видов искусства, неразрывно связан с  общим историческим процессом развития цивилизации.

Средневековье было одним из самых тяжелых и мрачных периодов в истории. После падения Римской империи в 5 в. древняя античная цивилизация была практически стерта с лица земли. Пришли в упадок философия, литература, искусство, политика. Место культуры заняла религия. Для искусства в целом и для театра в особенности наступили трудные времена. Светские театры были закрыты, актеры – в том числе странствующие комедианты, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны – преданы анафеме. В 14 в. соборным постановлением актеры, устроители зрелищ и «все одержимые страстью к театру» были исключены из христианской общины. Театральное искусство считалось ересью и подпадало под компетенцию инквизиции.

Казалось бы, театр должен был погибнуть безвозвратно – на протяжении нескольких веков его искусство находилось под запретом. Однако театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом.

Во времена раннего средневековья с его натуральным хозяйством центр политической и общественной жизни переместился из городов в деревни и небольшие поселения. В деревнях обрядовые традиции были особенно сильны.

Традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались фольклорные элементы. Подобные праздники были всенародными; однако из народной среды выделялись люди, начинавшие заниматься играми и действами профессионально. Из этого источника пошла одна из трех основных линий средневекового театра – народно-плебейская. Эта линия позже получила свое развитие в возрожденном искусстве гистрионов; в уличных представлениях; в более поздней театральной средневековой форме – сатирических фарсах.

Примерно к 13 в происходит и профессиональная дифференциация гистрионов по видам творчества: странствующие комедианты, потешавшие народ на площадях и ярмарках, назывались буффонами; актеры-музыканты, развлекавшие высшие сословия в замках – жонглерами; а «придворные» сказители, воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и доблесть – трубадурами.

Другая линия средневекового театра – феодально-церковная. При продолжающемся преследовании театра и профессиональных актеров, неумирающее искусство театра получило некую лазейку на пути к легализации. Примерно к 9 в. относится возникновение литургической драмы – диалогического пересказа евангельских сюжетов. Они писались по-латыни, их диалоги были краткими, а исполнение – строго формализовано. В них органично сливались функции театра и церковной службы.

Первые литургические драмы включали в себя инсценировку отдельных эпизодов евангелия, их удельный вес в общей литургии был невелик. Однако постепенно инсценированных эпизодов в литургические драмы включалось все больше; усложнялись и разнообразились костюмы, разрабатывались сложные постановочные эффекты и трюки для визуализации чудес – вознесение на небеса, проваливание в ад, движение Вифлеемской звезды, указывающей пастухам путь к яслям Младенца Христа, и т.д. Показ театрализованных евангельских эпизодов был вынесен на паперть, литургическая драма трансформировалась в полулитургическую. К участию в ней стали привлекаться миряне – в основном на роли чертей и бытовых комических персонажей, а также – на изготовление машинерии. Таким образом, церковь фактически способствовала возрождению профессионального театра.

Растущая популярность полулитургических драм привели к тому, что церковная паперть перед храмом уже не могла вместить всех желающих посмотреть представление. Полулитургическая драма дала толчок развитию третьей линии развития средневекового театра – бюргерской, которая получила особенно бурный всплеск на материале мистерий. Проведение мистерии на огороженной площади или улице обычно приурочивалось к ярмарке. Это было чрезвычайно масштабное зрелище, продолжавшееся целый световой день, а то и несколько дней. В мистериях участвовали сотни людей. Это не могло не изменить и язык мистерии: латынь перемежалась с разговорным языком.

Отличие мистерии от официальных видов средневекового театра было в том, что они организовывались уже не церковью, а городским советом – муниципалитетом вместе с городскими цехами ремесленников. Каждый из городских цехов представлял эпизод, близкий к своим профессиональным интересам. Так, эпизоды с Ноевым ковчегом ставили корабельщики; Тайную вечерю – пекари; Поклонение волхвов – ювелиры; изгнание из рая – оружейники, вооружавшие своей продукцией ангелов, изгоняющих Адама и Еву. Большинство ролей исполнялись мирянами-ремесленниками.

Соперничество цехов обусловило постепенный переход от любительских постановок мистерий к профессиональным: нанимались специалисты, занимавшиеся устройством сценических чудес («руководители секретов»); портные, шившие сценические костюмы; пиротехники, разрабатывающие эффектные трюки пыток в аду и пожаров в день страшного суда; и т.д. Для осуществления общего руководства и координации действий сотен исполнителей назначался – «руководитель игры», прообраз нынешнего режиссера-постановщика. Подготовительная работа (говоря современным языком – репетиционный период) длилась несколько месяцев.

К середине 16 в. католическая церковь вступает в период контрреформации, объявив войну всем еретическим течениям. Демократизм и вольнодумство мистерии привело к церковному запрещению «бесовских игрищ», совсем недавно родившихся из лона церкви.

Собственно, этим событием был завершен исторический период средневекового театра, заложившего самые основы театра современного. В средневековом театре возникли предтечи многочисленных творческих и технических современных театральных профессий, помимо актерских – режиссеры, сценографы, постановщики трюков, костюмеры, продюсеры.

 

 

Античный театр

Средневековый театр

Общественная значимость

Театр был неотъемлемой частью общественной и политической жизни, одним из факторов общественного развития, распространявший в народе религиозные и социально - этические понятия, объединяя разнообразные слои населения городов и деревень. Театрализованные представления – часть государственных праздников. Их организацию брали на себя архонты. Выбор постановок и расходы брало на себя государство.

Ранний период: театр пришёл в упадок. Светские театры были закрыты, актёры преданы анафеме. Театральные традиции сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах. Зрелый период: церковь способствовала возрождению профессионального театра.

Жанры

Трагедия, комедия.

Церковная драма (литургическая и полулитургическая), миракль, мистерия, моралите, фарс.

Актёры

Обязанности и ремесло драматурга и актёра были почётными, некоторые из них занимали важные общественные должности и принимали активное участие в политической жизни.

Ремесленники, которые постепенно объединились в особые братства, ставшие первыми профессиональными объединениями.

 

 

Категория: Работы учащихся | Добавил: voltera (25.11.2014)
Просмотров: 1737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь