Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Работы учащихся [6]
Главная » Статьи » Работы учащихся » Работы учащихся

Былинные герои. Вымысел или правда.

Трудно представить  человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал  хотя  бы  одну из них. Народ сам сложил эти удивительные     песни – сказания  про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.  Были – потому, что верим в существование богатырей в  прошлом, а вот всё ли рассказываемое действительно было?  Изучением этой темы и заняло меня. Мной были поставлены вопросы:

- Былинные герои быль или вымысел?

- Сколько былин и богатырей  в русской литературе?

- Кого можно назвать современными богатырями?

- Кому посвящены современные былины?

Объектом исследования стали: былинные герои, былины как литературные источники.

Мною были поставлены  задачи:

1.Раскрыть понятия «былина», «богатырь».

2.Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.

Объектом  исследования  являются русские богатыри- главные герои былин; былины – литературные источники.

Гипотеза: Я предположила, что часть былинных героев - это мифологический вымысел, часть – реальные герои исторической эпохи.

 Методы исследования:

1 Изучение произведений литературы и искусства;

2 Работа с интернет ресурсами;

3 Знакомство с монографиями по данной теме;

4 Анализ  полученных результатов.

Основополагающие вопросы:

1 Что мы знаем о былинных героях?

2 Актуальны ли былины в современном мире?

3 Когда и откуда появились былины на Руси?

 

Введение.

Читая  былинами по книгам,  мы считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, по памяти, как слышали. Само слово былина происходит от слова  быль, т.е. в этих песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле.

У одного известного сказителя И.Т.Рябинина слушатели спрашивали:

- Иван Тимофеевич, любишь ли ты свои старинки?

- Не любил бы, не пел бы, - говорил он.

- И ты веришь, что всё это, что в былинах поётся, правда?

- Знамо дело – правда. А то какая потреба их петь?

Северные сказители совершили  дело неоценимого значения – донесли до нас  древнее наследие. Благодаря им, былины  вошли  в сокровищницу национальной культуры. Но в самом ли деле то, что рассказывают былины правда? Если это быль, тогда Илья Муромец стрелял в Соловья – разбойника? Добрыня Никитич бился со Змеем?

 

Глава 1.

  1. Былины.

Русские былины являются неотъемлемой частью культуры нашего народа, ценным свидетельством его исторической памяти. В их героях воплотились представления об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности.

С давних пор, еще со времени появления «Сборника Кирши Данилова» — первых записей исполнения былин — идут ожесточенные споры о возможности или невозможности соотнесения этих текстов с какими-то реальными историческими событиями или обстоятельствами.

Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Такая этимология, впрочем, не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.

Впервые упоминание о былинах встречается в «Слове о полку Игореве». Автор «Слова» хочет начать свою песнь «по былинам сего времени», а не «по замышлению Бояню». Здесь, возможно, противопоставляются два вида поэтического искусства. Петь «по былинам» означало передавать реальную действительность, а «по замышлению Бояню» — следовать поэтическому вдохновению и полету фантазии.Если такое толкование правильно, то первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.

В современном значении слово «былина» используется как филологический термин, обозначающий народные песни с определенным содержанием и специфической художественной формой, и вошло в научный оборот с середины XIX в. Именно тогда исследованием былин активно занимался один из основоположников «былиноведения» И.П.Сахаров.

Сами исполнители былин, с которыми этнографы познакомились на русском Севере, называли свои произведения «старинами», т.е. песнями-рассказами о старине.
Сложно подчас четко разделить жанры былины и сказки. Их основное отличие заключается именно в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству. Сказка изначально трактуется как чудесный вымысел, былина осознается повествованием о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные. Условность такой границы усугубляется взаимопроникновением былинных и сказочных сюжетов, использованием в обоих жанрах одних и тех же персонажей.

      Наиболее известны «героические былины», где богатыри ведут борьбу с внешними врагами Руси, различными чудовищами, а иногда — и между собой или против своего господина-князя.

Изучая  материалы  книг  «Былины»  Ю.Г.Круглова, М.Ф. Селивановой, В.И.Калугина выяснила следующее:

 

Проблемный вопрос.

Результаты исследования.

Что такое былина?

Кто главный герой?

Былины – это рассказ о том, что было когда-то, русские народные песни, сказания. Изначально их называли – старины.

Исполнителей былин называли – сказители.

Главные герои былин – русские богатыри.

Слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей.

Когда появились былины?

В чём отличие от сказок?

Время складывания былин приходится на 9 -12 в.

Создатели былин не стремились к точной передаче исторических событий, поэтому наделяли героев чудесными элементами, чтобы предать им большую значимость. В сказке, чудеса составляют главную завязку сюжета.

 

Кто является автором былин?

Какое количество былин существует?

Былины – это песни и создавались они  народом для исполнения. Передавались сказителями из уст в уста. Былины не имеют авторов. Каждая  былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого – либо исполнителя. На севере и в Сибири  былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России они пелись хором.

Всего былин насчитывается около 400.

Где создавались былины?

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский и новгородский циклы (по месту возникновения). 9 – 11 век.

Особенности киевского цикла – образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.

В новгородском цикле – Садко, Василий Буслаев.

Какие они, богатыри?

Сколько их?

Сказительница Ф.Е. Чуркина сосчитала всех богатырей, даже точную цифру назвала – 30.

Самсон Колыбанович, Дюк Степанович, Пермя Васильевич и другие.

Древнейшие богатыри,  вымышленные, олицетворяли стихийные силы: Святогор, Михайло Потык, Волх Васильевич.

Современные былины,  их герои.

«Когда ерманская война заводилася,

Ермания – земля подымалася,

Подымалася она на нашу землю, на  Россинушку,

Василий свет Иванович надевал платьице военное…».

Былинным героем 20 века стал Василий Иванович Чапаев.

 

Чтение былин.

 

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений.  В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

 

 
  1. Богатыри

 

Святогор

Относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в до киевскую эпоху. До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором : сюжет о находке Святогором сумы переметной, принадлежавшей, как уточняется в некоторых вариантах, другому былинному богатырю, Микуле Селяниновичу. Сума оказывается столь тяжела, что богатырь не может ее поднять, надрывается и, погибая, узнает – в этой суме находится «вся земная тягота». Второй сюжет повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

Илья Муромец

Самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Служил  городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.

Добрыня Никитич

  Самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.

Алеша Попович

 Родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин, Алеша Попович и сестра Петровичей.

Садко

Является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как  герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.

Глава 2.

Читая былины,  я  нашла много исторически достоверных примет.  Например,  старинное  вооружение  воинов: меч,  щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

Богатыри – это не вымысел сказителя,  действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей. Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату одного  из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии  Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь.

О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской.  Слово мур на Руси означало землю, камень, стену, а муром - крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости.

А вот история  из жизни:

«Однажды рыбаки ловившие рыбу на Ильмень – озере, что под  Новгородом, в сетях обнаружили сапог из необычного  для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым к верху носиком.

Учёные – археологи сначала  решили подделка!! Каково было изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря

 « Сапожки из зелена сафьяна,

вот шилом пяты, носы востры,

 вот под пяту воробей пролети,

около носка хоть яйцо прокати..»

 

Так есть ли правда  в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли  русские воины в схватках с врагами поражения?

Несомненно.
В том же «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича.

 Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелые годы  испытаний дух народа, воспитывали в отроках - юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, вселяет в людей мужество, укрепляет  чувство долга, чести.  И разве нет правды в том, что славные  русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!          

     Вывод:

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения, выразившие историческое представление народа о событиях 9 – 14 веков. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Категория: Работы учащихся | Добавил: voltera (24.12.2014)
Просмотров: 2948 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь