Персональный сайт учителя истории и обществознания
Маркиной Натальи Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
История нового времени 7 класс [2]
Главная » Статьи » История нового времени 7 класс » История нового времени 7 класс

На пути к индустриальному обществу

Новые термины: аграрная революция, промышленный пере­ворот.

План урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Аграрная революция.
  3. Промышленный переворот.
  4. Положение рабочих.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Тестирование (8 мин.)

II. Актуализация

- Для того чтобы понять, о каком государстве сегодня на уроке пойдет речь, необходимо ответить на вопрос: что объединяет эти понятия?

- Теперь отгадайте, в какое время мы отправимся, для этого вспомните дату принятия Анной Стюарт унии об объединении Англии и Шотландии.

- Тема нашего урока «Англия на пути к индустриальной эре».

III.Беседа с учащимися по теме «Аграрная революция»

  • Начало капиталистических отношений в английской деревне произошло в XVI в., с началом процесса огора­живания.

К 70-м годам XVIII в. феодальные отношения в английской деревне были сломлены окончательно. Фактически исчез мелкий земель­ный собственник, все земельные владения были сконцентрированы в руках лендлорда.

- Что же изменилось в деревне? Выясните это, работая в парах. Для этого прочтите параграф п.1 и заполните кластер.

(кластер в тетрадь)

  • Новые дворяне вели собственное хозяйство, однако большинство предпочитало отдавать землю в аренду. Таким образом, сложилась ситуация, когда собственность была в руках у крупного землевладельца, а обрабатывал землю арендатор- фермер, который использовал труд крестьянина-батрака. Крупное хозяйство позволило рационально использовать земельные ресурсы. Начали выращиваться культуры для скота. Использоваться песча­ные почвы, произошел переход к наиболее эффективному севообо­роту. Соответственно, вырос уровень продуктивности сельского хозяйства - и город стал значительно лучше снабжаться продоволь­ствием. Эта аграрная революция и подготовила промышленный переворот в городе.

IV. Беседа с учащимися по теме «Промышленный переворот»

- Посмотрим, какие изменения произошли в городах. В середине 18 века в Англии созревают условия для промышленного переворота. Посмотрите видео и ответьте на вопрос: что такое промышленный переворот?

(видео+определение)

  • Как Вы думаете, как еще аграрная революция способствовала промышленному перевороту? Постройте логическую цепочку. (тетрадь)

 (Благодаря аграрной революции без работы осталось множество крестьян. Это создавало рынок рабочей силы.)

  • За счет чего складывался рынок потребления фабричной про­дукции? (За счет роста городов и, соответственно, город­ского населения.)

Переход от мануфактурной к фабричной промышленности на­чался с изобретения станка. Ведь промышленный переворот и обо­значал в первую очередь переход от ручного труда к машинному производству.

  • В какой сфере впервые появился станок? (В текстильном производстве, наиболее значимом для анг­лийской промышленности.)

Если быть более точным, в хлопчатобумажном, наиболее сво­бодном от цеховых ограничений. Необходимость создания станка определялась потребностью в удешевлении, так как в противном случае дешевый труд индийских женщин мог подавить в конкурент­ной борьбе английский текстиль. Первый ткацкий станок изобрел Джон Кей. В 1765 г. Джеймс Харгривс изобрел механическую прял­ку, которую назвал в честь своей дочери «Дженни». Вскоре появи­лись машины в области сталелитейной промышленности, токарного дела. А в 1784 г. Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель. Это дало серьезный толчок английской промышленности.

Запись в тетради: 1784 г. - Уатт получил патент на паровой двигатель.

  1. Положение рабочих

Фабрика серьезным образом меняла сознание рабочего. Она предполагала фиксированный рабочий день и рабочую неделю. На фабрике устанавливался жесткий контроль за рабочим, которого наказывали штрафом за всевозможные проступки. На фабрике ис­пользовался труд как женщин, так и детей. Естественно, их зарабо­ток был значительно меньше, чем мужчин. Условия жизни рабочих были весьма тяжелыми. Работали по 12 часов день, фактически не имея гарантированного заработка и собственного жилья.

Естественно, такое положение вещей приводило к росту про­теста в рабочей среде. Наиболее известно движение луддитов, ра­бочих, целенаправленно уничтожавших станки. Оно развернулось в 1811 - 1813 гг. Название получило в честь рабочего Нэда Луда, первого разбившего свой станок. Движение приняло столь масштаб­ный характер, что парламент был вынужден объявить о смертной казни луддитам.

Домашнее задание: §21;  вопросы 3,5,9 развёрнутый ответ.

 

 

Категория: История нового времени 7 класс | Добавил: voltera (12.12.2014)
Просмотров: 1776 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
МБОУ ФЭЛ №29

Я здесь