Проблемный вопрос: Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (15 мин)
а) фронтальный опрос:
- С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? (Восточные славяне)
- Кто такие праславяне? (Древние предки славян)
- Когда и где проживали праславяне? (В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад)
- К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? (Балтославянская индоевропейская языковая группа)
- Когда и на кого разделились балтославянские племена? (В V веке до н.э. на балтов и славян)
- Какую территорию занимали славяне? (Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря)
- На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? (Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне)
б) работа с картой
- Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. (От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток)
- Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.
в) занятия славян, религия
г) Расскажите об управлении в славянском племени
Власть принадлежала родовому старейшине. В соседской общине (вервь) власть принадлежала вече, которое избирало старейшин. Военное ополчение собирали в случае военной надобности.
II. Изучение нового материала (20 мин)
Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)
Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:
Чтение документа № 1
« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке- там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».
Вопросы к документу:
- Назовите народы, перечисленные в документе? (Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)
Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.
Работаем с картой «Расселение славян», находим перечисленные народы.
На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена
Чтение документа № 2
Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.
Народы
|
Слова, заимствованные русским языком
|
финны
|
Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье)
|
саамы
|
Морж (1526 г.), тундра (1631 г.)
|
карелы
|
Пурга, нодья (лесной костер)
|
коми
|
Нарта (1526 г.), пимы (валенки)
|
(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)
Вопросы к документу:
- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?
- Чем они занимались?
а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.
б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.
в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.
- Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)
Чтение документа № 3
Контакты финноугорских народов со славянами.
«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)
Вопросы к документу:
- Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? (Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение)
- Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? (У славян уже были вои названия – топор, соха, борона)
Вывод: Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.
На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.
Читаем документ №4
Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:
Русское слово
|
Народ
|
Литовское слово
|
дёготь-темная густая жидкость из древесины
|
белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки
|
Лит: дегугцас, дегти-«гореть»
|
толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь
|
белорусы, поляки, русские,
украинцы
|
Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»
|
янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета
|
белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты
|
Лит: гинтарас
|
баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)
|
белорусы, русские,
украинцы
|
Лит: баланда «лебеда»
|
кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком
|
белорусы, русские
|
Лит: каушинас
|
Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).
Вопросы к документам:
- О каких контактах славян с балтами говорят источники?
а) Охота (зубр)
б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.
в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.
Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.
Религия – язычество. ( не Перун, а Перкунас, Перкунь).
Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.
На юге соседями славян были ираноязычные племена. Прикрепляем на доску термин.
К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров.
На карте находим места проживания скифов.
Читаем документ № 5
Геродот о народах Северного Причерноморья
«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»
В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
Вопросы к документу:
- Чем занимались скифы? (Скотоводством, земледелием, ремеслом)
Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов (бог, богатырь, хата, топор, собака).
Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.
- Как же сложилась судьба у соседних народов? Свои государства создали: Литва, Латвия, Эстония. Национальные образования на территории нашей страны имеет народность мордва. К малым народам России относятся: весь.(после 1918 г. Имеет официальное название – вепсы). Другие народы растворились в славянском населении (меря, мурома).
- Почему большинство народностей растворилось в славянском населении? (Славянские племена были более многочисленными и находились на более высоком уровне развития)
III. Самостоятельная работа с учебником. Читаем стр.16-18 (10 мин)
На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.
Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.
На доску прикрепить термин.
Государства
|
Место расположения, время
|
Управление,
религия
|
Основные
занятия
|
Итог
|
Тюркский
каганат
|
от Монголии до
Р.Волга
VI в.
|
каган
|
кочевники-ско-
товоды, военные походы
|
распад
середина VII в.
|
Аварский
каганат
|
на территории
современной
Венгрии
|
каган,
племенная
верхушка
|
кочевники-
скотоводы,
набеги
|
VII в.
поражение от
Византии
|
Хазарский
каганат
|
Нижнее Поволжье,
Северный Кавказ, Приазовье, до
Днепра
|
хан
столица – Итиль
язычество,
иудаизм
|
кочевники-
скотоводы,
набеги
|
VIII в. брали
дань с
восточных
славян
|
Волжская
Булгария
ханство
(царство)
|
Среднее Поволжье
|
хан
ислам
|
земледелие, скотоводство
|
Xв.- зависимость от
хазар
XII в.подчинили
племена башкир
|
Византийская
империя
|
Балканский п-ов,
Малая Азия, Сирия,
Палестина, Египет
|
Император
(василевс)
|
земледелие,
ремесло,
торговля
|
могущественная
империя
|
При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?
Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство
IV. Подведение итогов
Домашнее задание. § 2, продолжить заполнение таблицы.
Скачать конспект
|